Диалектика как способ философствования и ее альтернативы

Диалектика, как теория развития является учением об общих изменения и движения, которые происходят в природе, обществе и человеческом мышлении. ее принципы, законы и категории помогают глубже проникнуть в сущность явлений и процессов окружающего мира, понять причинно-следственные связи, отношения, происходящие вокруг нас. Диалектика прошла долгий путь развития.

Не случайно Гегель называл ее одной из древних наук. Философия никогда не расставалась с диалектикой, а ~ сама диалектика yxcptf ршнИьГКу содержательно обогащалась. Наконец диалектика выступает в единстве трех функций: онтологической, гносеологической и логической.

Понятие “диалектика”, если рассматривать его в историко-философском аспекте, имеет много определений, которые дают представление о различных ее стороны, содержание, (в античной философии – Чшстецтво споры, умение найти противоречия в суждениях противника с целью опровержения его аргументов; под понятием “диалектика” понимают стиль мышления, который характеризуется гибкостью, компромиссностью; “диалектика – это теория развития” абсолютной идеи”, “абсолютного духа” (у Гегеля); Д это учение связи, имеющие место в объективном мире; Д – это теория развития не только “абсолютной идеи”, “абсолютного духа”, как у Гегеля, а_й развития материального мира. категории диалектики объективные по содержанию, но субъективны по форме. Парные категории диалектики: Единичное и общее, тиричина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление, целое и частичное т.д..

Парные категории диалектики выступают законами ^ диалектики, как раскрывают систему связей, явлений. Гегель подает такую ​​структуру диалектики: два ее основных принципы – развития и взаимосвязи; три основных закона – ‘закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимоперехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания; а также выше изложенные парные категории.

В истории философской мысли действительно сложились две главные концепции в анализе вопросов: находится мир в состоянии постоянного развития или покоя; которые в нем существуют всеобщие связи, отношения, законы? Первая концепция называется диалектической, вторая – метафизической. Если метафизическая концепция рассматривает мир в целом в его устойчивости и различия, то диалектическая концепция способом рассмотрения мира в развитии и постоянных изменениях. Такой (антидиалектичний) способ мышления, который называется классической (“чистой”) метафизикой, был распространен в £ хуп- XVIII в. и отвечал потребностям науки того времени, собирала, описывала материалы и факты, и главную цель видела в том, чтобы классифицировать эмпирически полученные знания о мире.

Вопрос о развитии исследуемых явлений такая наука не ставила. Таким образом, исторически сложились две альтернативные концепции – Метафизика и диалектика. Они противоположны по ряду важных, фундаментальных начал, а именно: источником развития, движения и изменения; пониманием связи старого и нового; механизмом перехода от старого качества к новому; направленностью развития; за пониманием сути истинного знания, суть познания; по стилю самого мышления, а также построением картины мира.

Но с XIX в. ситуация в науке существенно изменилась. Здесь на первый план выдвинулись исторические науки – историческая геология, палеонтология, сравнительная анатомия, теории общественного развития. На смену метафизике возникли две разновидности так званоиГнеометафизикы *> образа мышления, который не возражает развития однако понимает развитие односторонне, упрощенно, а потому в конце получает те же результаты, что и классическая метафизика – отрицание сущности развития. Этими разновидностями неометафизикы плоский эволюционизм и емерджентизм. Названы неометафизични концепции отличаются друг от друга и от Д. как всесторонней концепции развития именно пониманием механизма, направленности и источники развития.

Поэтому эволюционизм и емерджентизм – не альтернатива Д., а ее противоположность.
Термин “метафизика” дословно означает “после физики”.

Понятие “метафизика” в историко-философском аспекте имеет ряд значений: 1) М – это учение о сверхчувственных, недоступны опыту принципы и начала бытия (существование мира); 2) М – это синоним философии; 3) М в переносном смысле (повседневной) употребляется для обозначения чего абстрактного, малопонятного, умоспоглядального.

*****

После вооруженного конфликта в Украине многие задумались о том, где искать бомбоубежище на случай экстренной ситуации. Лучше подготовится заранее и сделать Восстановление защитных сооружений ГО в вашем районе. Этим успешно занимается фирма ЦКБ Содействие. Подробно на сайте www.ckb-mchs.ru

 

Просмотров: 1,976
 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *