Дилемма эмпиризма и рационализма в истории гносеологии

Данная проблема имеет давнюю историю, ее истоки уходят в древнюю философию. На каждом из этапов своего развития знание есть резюме истории познания, квинтэссенция всех форм человеческой деятельности и прежде всего – чувственно-предметной деятельности.

В античной, особенно древнегреческой философии (УИ в. До н.э. – II в.), Было сформулировано глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и ошибок, о совпадении знания и предмета, о диалектике как метод познания . Так, Гераклит высказал идею о том, что все течет, все меняется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как хочет, а подчиняясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию, и познанию.

На рынке России появилась новая китайская модель автомобиля компании Brilliance Новый седан Brilliance H530 вполне способен удовлетворить отечественного потребителя элегантным дизайном и достаточно богатой начинкой. Подробный обзор нового китайского автомобиля и цену вы найдете на сайте avtomancar.ru

Античная софистика при всей своей неоднозначности, суб »ективизму и« игры слов »имеет ряд рациональных моментов. К ним можно отнести: сознательное исследование мышления самого себя; попытку посредством мышления расшатать все устойчивое, конечное; подчеркивание активной роли суб -объекта в познании; анализ возможностей слов, во познавательном процессе.

Сократ на первый план выдвинул диалектическую природу познания как общее достижение истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, категорий. Платон в решении этой проблемы стоял на позициях «теории воспоминаний». Аристотель в созданной им логике видел важнейший «органон» (орудие, инструмент) познания. Он стремился определить пути достижения нового знания, ставил вопрос о содержательной логику, о диалектике.

По Нового времени развитие гносеологии состоялся эмпирическим и рациональным путем. Хотя философы и отмечали роль чувственного и логического в познании, однако, конечно, предпочтение отдавали то одном.

Существенный вклад в развитие проблем гносеологии сделали Кант, Ф.Гегель, Л.Фейербах, философия марксизма. Плодотворные идеи были внесены отечественными мыслителями Ф.Прокоповичем, Сковородой, П. Юркевич, М. Драгомановым, И.Франко, А.Герценом, Д.Писаревым, Н.Чернышевский, Лениным и др.

Вполне закономерным, что в условиях нынешнего философс- кого плюрализма наблюдается стремление к синтезу наиболее рациональных гносеологических идей и концепций, разработанных в русле различных (в том числе прямо противоположных) направлений и течений. Однако удельный вес исследований является ориентированной на науку, чем на вненаучные формы отношений человека к миру. В первом случае речь идет о так называемых сциентични течения – постпозитивизм, аналитическую философию, структурализм, постструктурализм и др. Во втором случае имеются в виду такие антисциентични течения, как экзистенциализм, философская антропология, герменевтика, феноменология, различные философско-религиозные направления.

 

Просмотров: 2,362
 


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Похожие записи: