Энгельс «Л. Фейербах и конец немецкой классической философии»

Критикуя Гегеля замечает противоречие между его методом и системой. Метод Гегеля (диалектический) признавал, что истина заключается в процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знания на все более высшие. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но со временем она вынуждена уступить новой ступени, зарождающейся в ее недрах. Это положение разрушает возможность существования абсолютной истины. В основе же системы Гегеля лежит его абсолютная идея.

Это противоречие и обеспечило раздор между разными последователями Гегеля: революционеры взяли за основу его метод, консерваторы – его систему.
II. Ставя вопрос о отношении мысли об окружающем мире к этому миру, критикует Юма и Канта^ которые не признавали их взаимосвязи. Его опровержение заключались в практике^ (если мы можем доказать правильность нашего понимания явления природы тем, что сами его производим, то кантовской вещи в себе приходит конец. Далее Энгельс отмечает, что развитие философии было обусловлено не только и не столько развитием чистого разума, а главным образом развитием естествознания и промышленности (этим и объясняется появление из иудаизма пантеизма). Критика Фейербаха.

Фейербах признает, что материя невесть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи. Это есть по сути материализм, но Фейербах отстраняется от материалистов, т.к. воспринимал материализм лишь на уровне 18в, который: 1 .воспринимал мир механистически; 2.не воспринимал мир как процесс (это было характерно и Гегелю, т.к. его идея не развивалась, а только развертывалась в природе, и, таким образом, заключалась в повторении одних и тех же процессов); 3.отсутствие исторического взгляда на вещи.

Фейербах был прав, считая естественнонаучный материализм (18в) только основой здания человеческого знания. Ибо мы живем не только в природе, но в обществе. Но он не пошел дальше этого, не стал рассматривать общество, т.к. не освободился от идеалистических пут. Фейербах идеалист не потому, что убежден в прогрессе человечества, и не потому, что признает влияние на человека идеалистических сил – сострадания, любви, служение истине и правде. III. Идеализм Фейербаха находится в его философии религии и этике. Он хочет усовершенствовать религию, положить в ее основу чувства. сердечные отношения между человеком и человеком. В отношениях между людьми. Фейербах видит только одну сторону – мораль, в то время как Гегель различает абстрактное право, мораль, нравственность. Тут Фейербах по форме реалистичен, т.к. за основу берет человека, а по содержанию идеалистичен, т.к. этот человек является абстрактным.

Основные правила морали Фейербаха – разумное сомоограничение самих себя и любовь. Этоочень скудно, не учитывается общение человека с внешним миром, средства для удовлетворения своих потребностей (пищу, развлечения, секс, споры, деятельность…). Это объясняется одним из двух: 1.Фейербах заранее предполагает наличие у всех людей этих элементов; 2.Его мораль представляет собой благие неприменимые советы.

Далее Энгельс критикует требование Фейербаха на счет обязательности равных прав всех людей на счастье: 1.Эти права никогда во времени не признавались 2.Не все люди эти права сейчас признают 3.Стремлению счастью нужны не идеальные права а материальные средства. Поэтому капитализм не лучше рабства.

IV. Описывает становление и собственно саму теорию Маркса: 1.Перевернул диалектику Гегеля с головы на ноги (дал материалистическое обоснование диалектическому методу) 2. Развитие природы подчинено объективным законам, а развитие ^6ujecrea^ осуществляется на основе субъективных желаний его членов. Но так как эти желания разные, то они взаимопогашаются и развитие общества принимает случайный (объективный) характер. Поэтому надо искать объективные предпосылки, вызывающие те или иные желания членов общества. 3 .Основа всего развития – экономические отношения. Новая стадия развития начинается с противоречия между производительными силами и производственными отношениями. При этом государство и политический строй подчинены этим экономическим интересам. 4.Всякая политическая борьба есть борьба классовая и она ведется в конечном итоге за освобождение экономического.

*****

Решили обновить мебель в загородном доме? Для гостиной отлично подойдет Коллекция Кармен – мебель из натурального дерева. Хороший выбор шкафов, комодов и столов можно найте в магазине korpus.leomarin.ru

 

Просмотров: 1,896
 


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Похожие записи:

  • Экономика как квинтэссенция интересов, идеалов, ценностей, стремлений устремлений человекаЭкономика как квинтэссенция интересов, идеалов, ценностей, стремлений устремлений человека Экономика такова, какова мораль, идеология, культура, религия в данном конкретном обществе. Олицетворяет всю совокупность форм индивидуального и общественного сознания, они смыслом ее […]
  • Как бороться с депрессиейКак бороться с депрессией Очень хорошо описан тут “Способ борьбы с депрессией” но все жё Депрессией обычно называют подавленное состояние человека, затянувшееся плохое настроение, отсутствие радости жизни. Если ее […]
  • Спортивная психологияСпортивная психология Психология в спорте с давних времен играет очень важную роль в достижении результата, но очень многие считают, что сила и умение - более весомые факторы. Бесспорно, без них можно вообще […]
  • Депрессия после отпускаДепрессия после отпуска Вот вы отрабатываете последние рабочие дни и идёте в отпуск. Предвкушение отдыха, новых впечатлений и интересных событий придаёт вам силы и энергии. Всё кажется проще и легче. В голове […]
  • Как побороть депрессиюКак побороть депрессию Принято считать, что депрессия – это плохое настроение на протяжении долгого времени. Но такая формулировка не совсем правильная. Помимо плохого настроения существует ещё целый ряд […]
  • Медитация Кундалини ОшоМедитация Кундалини Ошо В прошлой статье Кот Аскольд рассказал о динамической медитации, которая является активной утренней медитацией. Сейчас он хочет рассказать про ее вечернюю сестру, и это медитация Кундалини […]
  • Что для меня ПИКАПЧто для меня ПИКАП ПИКАП очень модное движение, мой взгляд на ПИКАП...
  • Генезис научного знания в истории философии наукиГенезис научного знания в истории философии науки Предыстория науки, появление научного знания имеет свои корни в глубоком прошлом. Становление науки происходило на таком уровне развития человеческого общества, когда был накоплен […]
  • Натурфилософия в истории познания природыНатурфилософия в истории познания природы Натуралистическая концепция (лат.рирода) .Принцип натурфилософии: возникновение явлений и процессов общественной жизни объясняется действием среды, геологическими, физическими, […]
  • Основные концепции общественно-исторического процесса и развития человечестваОсновные концепции общественно-исторического процесса и развития человечества Наиболее популярные концепции: религиозно-философская, натуралистическая, марксистская, фрейдистская, экзистенциальная, культурологическая, технократическая, волюнтаристская.. Религ.-фил. […]