Основные концепции общественно-исторического процесса и развития человечества

Наиболее популярные концепции: религиозно-философская, натуралистическая, марксистская, фрейдистская, экзистенциальная, культурологическая, технократическая, волюнтаристская.. Религ.-фил. – Божественное проведение. Многие древне греческих фил. – Повседневные поступки людей подчиняются воле богов. Августин, Фома Аквинский-в историческом процессе осуществляется ибо. замысел, ведет к торжеству Бога.У средних веках создали своеобразный синтез, в котором тезис о цели и смысле человеческой жизни выводилась из теологических догм. Главная цель группировки людей в сообщества является спроводження их к Богу через богобоязненное жизни – реализовать только через подчинение светской власти церкви В ХИУ и ХУ в. задача государства отличаются от задач церкви.

Реформация способствовала организации народностей и формированию народного сознания (М.Лютер. Ульрих фон Хуттен). Философы христианско-православного направления считали и считают, что исторический процесс – это движение от прошлого к будущему спасению человечества, осуществится вследствие прихода на нашу планету мессии. В свою очередь, персоналисты (М.Бердяев, Л.Шестов, Ж.Лакруа) обосновывают значение личности как первичной реальности и самой духовной ценности, вершиной которой является Бог.Основний принцип натурфилософии: возникновение явлений и процессов общественной жизни можно объяснить только действием среды , геологическими, физическими, географическими и другими закономерностями его развития. Платон считал, что решающую роль в жизни общества играет климат. По мнению Монтескье, власть климата сильнее всех властей, потому климатические условия определяют тенденции развития страны, сознание и обычаи ее народу.До географического направления Лев Мечников “Цивилизация и великие исторические реки.

Географическая теория развития современных обществ”-общество зависит от физико-географической среды и прежде всего-от гидросферы. Речные, морские и океанические пути сообщения рождают соответствии давнюю, средневековую и новую цивилизации. В этом плане актуальное значение приобретает концепция ноосферы, разработанная ВИ.Вернадським. Ноосфера (от греч. – Ум и сфера, то есть сфера разума) – это сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой целенаправленная, разумная деятельность становится главным определяющим фактором развития.

Марксистская концепция – история – объективный естественный процесс изменения формаций- формы общности людей, формы власти, управления, определенную совокупность идей. Именно экономические отношения являются определяющими по отношению ко всем остальным. (История спиралью)
Концепция технологического детерминизма (научно-технической революции) Хайдеггер, К. Ясперс. (машины-Чернобыль)

Концепция Элиты (Платон, Конфуций, Ницше) элита-определяющая лицом исторического процесса. Она может стать выше объективных условий, может определять ход истории. У Ницше “сверхчеловек” – это настоящий субъект исторического процесса. Но “сверхчеловек” – это человек будущего, которой в современных условиях нет.

Концепция индивидуализма – (Шмидт, Бакунин, анархический направление). Центр концепции -личность как нечто абсолютное. Пессимистическое трактовка исторического процесса: (Шпенглер, Ницше, Тейнде) – в истории имеет место не прогресс, а всего лишь повторение уже пройденных этапов. Оптимистическое трактовка исторического процесса: (Маркс, Энгельс) – в истории прогресс общества неизбежен, потому что каждое поколение использует все то, что создано предшественниками. В этом случае общественный прогресс (истории) необратимый (рус), технократический подход – история развивается в сторону постиндустриального, информационного общества.
На современном этапе развития мировой социально-философской мысли постепенно утверждается такое понимание истории, которое условно можно назвать как монадной. Его характерной чертой является толкование всемирно-исторического процесса как единства, которая образуется множеством великих исторических индивидов. Итак, монадной понимания истории, учитывая и реализуя возможности обобщающего (формационного) и индивидуализирующего (цивилизационного) подходов к изучению исторического процесса, рассматривает их в противопоставлении, а значит с их глубинной едино.

*****

Собираетесь на день рождения к друзьям, но еще не знаете, что подарить иминнинику? Хорошим подарком будет купить прикроватные модные светильники на гибкой ножке, которые украсят любую спальню и наверняка будет еще долго напоминать о вас каждый вечер. Оригинальные светильники вы найдете в магазине подарков www.tot-mag.ru

 

Просмотров: 3,880
 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *