Философское понимание отчуждения и пути его преодоления

Понятие «отчуждения» было внесено в философию Гегелем. Для него история человека была одновременно и историей человеческого отчуждения. В «философии истории» Гегель писал, что тот, к чему действительно стремится дух, есть осуществление его представлен, но пока этот происходит, дух скрывает эту цель от своей сущности и, предаваясь этому отчуждению от самого себя, становится горд и доволен собой. Для Маркса как и для Гегеля понятие «отчуждение» базируется на разнице между сущностью и существованием, на том факте, что человеческое существование удалено (отчуждено) от его сущности, что человек в действительности представляет собой совсем что он есть не может, чем он должен статьи чем он может стать. В самом широком смысле слова отчуждение есть социальный процесс, в котом результаты деятельности человека превращаются в самостоятельную господствующую над ним и враждебную ему силу. Исторически это явление тесно связано с общественным разделением труда и возникновением частной собственности. История — это вообще смена форм отчуждения. Явление отчуждения есть, в сущности, побочный продукт процесса овеществления или опредмечивания человеком своих сущностный сил и способностей, что в условиях разделения труда и складующихся на этой основе социальных отношений приводят к отчуждению ЭТИХ отношений с их непременное фетишизацией. Феномен отчуждения, сопровождающий всю историю человечества, в Наиболее резких формах проявился в условиях капиталистической формации. К.Маркс Далее …

Камю Альбер «Бунтующий человек»: история идеи бунта — метафизического и политического

«Бунтующий человек»- это история идеи бунта — метафизического и политического — против несправедливости человеческого участия. Эта работа начинается с вопроса о справедливости убийства. Люди во все времена убивали друг друга — это истина. Тот, кто убивает в порыве стресса, предстает перед судом, иногда отправляется на гильотину. Но сегодня настоящую угрозу составляют Не эти преступники-одиночки, а государственные чиновники, которые оправдывают массовые убийства интересами нации, государственной безопасности, прогресса человечества, логикой истории. На скрижалях нашего века написано «Убивай». Камю в «Бунтующем человеке» отслеживает генеалогию этой максимы современной идеологии. Проблема заключается в том, что сами эти идеологии родились из идеи бунта, которая превратилась в нигилистическое «все дозволено». Бунтарь встает с колен и говорит «нет», проводит кордом, которому отныне должен считаться тот, кто считает себя господином (господином). Мятежный раб сам может перейти этот кордом, он желает стать господином, и бунт превращается в кровавую диктатуру. В прошлом, по мнению Камю, революционное движение «никогда реально не отрывался от своих моральных евангелистичних и идеалистических корней». Сегодня политический бунт соединился с метафизическим, который высвободил современного человека от всех ценностей, а потому он выливается в тиранию. Сам по себе метафизический бунт также оправдание, пока восстание означает утверждение достоинства земного существования. Он превращается в отрицание всех ценностей и выливается в зверином Далее …

Феноменология как направление в постклассической философии

В Германии появилось направление, называемый феноменологической философией, феноменологией Инициатором был Гуссерль. Он развивал феноменологическую теорию познания и бытия; другой мыслитель этого направления, Шелер, построил феноменологическую психологию, этику и философию религии. Гуссерль ставил проблемы с теоретической, а Шелер главным образом с практической философии. Гуссерль мыслил очень абстрактно, Шелер очень конкретно. Гуссерль был рационалистом, а Шелер интуитивист. От этих двух мыслителей, так сильно отличающихся друг от друга, выводятся также два типа феноменологии и два разветвления феноменологизму. Критика психологизма. Гуссерль показывал, что следствием психологизма является скептицизм это тяжелый упрек против логической теории, потому исключает теорию вообще. Гуссерль стремился грунтовать философию на незыблемых научных фундаментах. Но наука могла бы их дать? Дошел до убеждения, что такой науки еще нет, что ее надо только что создать. Эту новую науку назвал феноменологией. Наука без посылок — это была первая ее свойство. Для этого она должна была отречься любых гипотез, конструкций и ограничиться утверждением того, что несомненно, должна быть наукой без конструкций, которая только утверждает, что очевидно. Второй же ее свойством был «эйдетический» характер. Это означает, что должна исследовать не явления в конкретном формировании, а только их сущность Гуссерль хотел изобрести такой метод философствования, который, не постулируя существование реального мира, мог бы через анализ познания решить, реальный Далее …

Социально-гуманистические идеалы и критерии общественного прогресса

Прогресс и регресс (лат. — Движение вперед, назад) — противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон. Это означает развитие общества по возрастающей линии, его расцвет, либо возврат к старым формам развития, застой и деградацию. Критерии общественного прогресса: степень развития производительных сил (собственность, отношения во время распределения, обмена), развитие науки и культуры, развитие личности, степень развития общественной свободы. Значительную роль играют вторичные явления — культура, образование — на отдельных этапах развития общества. Регресс в тех странах, где был фашизм. В развитых странах наблюдается прогресс в областях науки, техники и т.д.. Гегель признавал прогресс и рационально его обосновывал. Он считал основой исторического развития развертывания «абсолютной идеи». Она является духовным началом, порождает материальный мир — природу, человека, общество, человеческое мышление. Гольбах считал, что в основе движущих сил исторического процесса лежат мотивы (жадность, любовь, страсть) поступков людей. «Человеческий разум правит историей». Сторонники технократической точки зрения считают, что решающим фактором общественного развития является техника, новые технологии. Неодарвинистское течение. Сторонники считают, что именно борьба за выживание является движущим стимулом прогресса. Наблюдается естественный отбор. Вебер считает, что определяющими в жизни человека и общества являются ценностные установки (т.е. осознанные интересы). Представители экзистенциализма считают определяющим в жизни человека и общества нахождения внутренне свободным человеком своей сущности. Далее …

Персонализм, структурализм (постструктурализм, неоструктурализм), герменевтика как течения современной философии

Персонализм-течение в совр. зап.-европейской философии, которая рассматривает человека как первичную реальность и высшую духовную ценность. Направление персонализма начался в Европе, а стал школой в Америке. Там его начал Б. П. Боун (1847-1910) из Бостонского университета. Его взгляд на мир был берклианським: мир состоит из множества свободных лиц, над ними есть бесконечная лицо, их создала. После Боуна «персонализм» стал названием многих доктрин, которые значительно различаются между собой, но общим для них было убеждение, что природа мира является личностная, творческая, свободная, нравственная и общественная. Это означает: а) лица, индивидуальные ячейки сознания, является высшей формой существования; б) они являются активными и творческими: Бог создал мир, но дальше превращают его они; в) они являются свободными и, поэтому, ответственными; г) подлежат моральным принципам; г) являются общественными и делают из мира нравственную систему. Из всех форм философского идеализма и спиритуализма эта больше отвечали не философуючим, а религиозное ориентированным людям. Структурализм — это конкретно-научная методологическая ориентация, которая выдвигает в качестве задачи научного исследования выявление структуры объекта. С. (Леви-Стросс, Лакан, Фуко) выдвигает в качестве задач научного анализа выявление и изучение структуры объектов. Эта деятельность включает ряд процедур: 1) описание об «объекта таким, какой он есть, 2) выявление устойчивых связей объекта, 3) Построение абстрактной модели объекта 4) построение динамической Далее …

«Философия жизни» как направление постклассической философии

Философская «жизнь» как философское направление сложилась в конце XIX в. главным образом в Германии и Франции. Возникая как оппозиция класси. рационализма, она обращается к жизни как первичной реальности, целостного органического процесса. Понятие «жизнь», как центральное понятие этого фил. направлении, призвано заменить понятие «бытия». Представители этого направления противопоставят «жизнь» «бытию». Бытие это статическое состояние. Жизнь — это движение, становление. «Нет бытия есть только отношение», — заявлял Ницше. «Фил. Жизни» выступала против того, чтобы положить в основу становления еще не стало постоянное. Становление, по мнению ее сторонников, это первооснова, предельное понятие. Вместе с тем, жизнь — это и деятельность, творчество, самовыражение человека, форма объективации человека в культуре. Итак, жизнь — это и человеческая жизнь и основа бытия. Каждый индивид чувствует себя в рамках какого огромного жизни. Он чувствует себя подчиненным потокам жизни. Жизнь, как поток, неуловимо рациональными методами познания. Само понятие «жизнь» трактуется представителями «фил. Жизнь» по разному: в биологическом (Фридрих Ницше); космологическом (Анри Бвргсон,); культурно-историческом (Вильгельм Дильтей, Георг Зиммель, Освальд Шпенглер) планах. Это деление весьма условно, так как указанные моменты сосуществуют достаточно часто в рамках одной концепции. Основа жизни, по концепции Ницше, — это воля. Жизнь является проявлением воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли Далее …

Человек как объект философского анализа

В центре внимания философии находится человек в его соотношении с природным и социальным миром. Человек во все времена развития философской мысли была и остается основным объектом философии. Человек это не вещь среди вещей, это существо способно начинать причинный ряд. В качестве субъекта является творцом мира и самого себя в определенных объективных обстоятельствах и условиях. Милетского школа, с какой именно начиналась философия, бачитьт основу всех существ в чем вещественном: влаге, воздухе, воде. Античные греки открывают душу, но понимают ее как нечто, что скрыто внутри вещи и вызывает ее движение. В философии средневековья человек и мир, которому она живет, рассматривается не ее реальности, а каков он есть в действительности, а лишь как момент движения человека к богу. Образ человека Нового времени антропоцентрической человек отрывается от бога. На месте бога относится «человекобог». Внимание философов вернулась в середину человека. Сознательная двяльнисть отличает человека от животного жизнедеятельности. История философии полна разнообразных концепций происхождения человека: Эволюционная. в концепции Дарвина в основе жизни лежит белок, из которого образуется живое существо и который поддерживает жизнь существа Религиозная. Религия утверждает, что человек — существо вуза и особая, оно отличается от всего животного мира и представляет собой образ и подобие Божие. Сегодня высказываются такие точки зрения, что эволюционная теория Дарвина Далее …

Проблема истины в философии

istina v filosofii

Вопрос об истине в философии является одним из ключевых. Истина — это цель, к которой направлено познания. На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его определения, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое определение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д.Беркли, а позже Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разнообразие мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводится к корреспонденции, соответствия знания объекта. Четыре аспекта истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность. Объективность исторических .: с т классической концепции истины не существует субъективных истин, истина -всегда объективная; с т гносеологического анализа истины субъективных истин не существует, поскольку понятие субъективности противоречит определению понятия истины. Источником информации, которую мы определяем истиной, является сам объект. Истина — информ. об объекте, поэтому она всегда объективна. Абсолютность и Далее …

Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма»

Макс Вебер (1864-1920) один из выдающихся социологов в 19 .20 в. сделавший значительный вклад в развитие социологии, философии в области общественного развития, его даже называли «Марксом буржуазии». Работа Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» покажется в 1905 году. Работа «Протестантская этика и дух капитализма» по существу состоит из 3 частей где рассматриваются вопросы вероисповедания и социального расслоения. Свою работу он начинает результатом исследования католиков в Германии: «Среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно следи высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий существует несомненной преобладание протестантов». В роботе Вебер оперирует понятиями дух капитализма, его этика и протестантизм. Под «духом капитализма» следует понимать прагматичный настрой приумножать свое состояние. «Этика» предполагает, что таким духом! обладает добропорядочный человек. Протестантских дух капитализма основывается в первую очередь на капитализме (т.е. стремление к накопительство), а поклонение Богу выступает, сопутствующих элемент и, как средство достижение этой цели. Именно это и является одной из причин! ущербности и современного кризиса этики капитализма. ***** Предстоит долгожданное свидание с женщиной, но не уверенны в своих силах? Всегда есть возможность купить волшебные пилюли, но безопасны ли они для здоровья!? Вы можете узнать на ресурсе http://vsegda-gotov.com.ua что лучше виагры, а также то, где купить безопасный препарат.

Дилемма эмпиризма и рационализма в истории гносеологии

Данная проблема имеет давнюю историю, ее истоки уходят в древнюю философию. На каждом из этапов своего развития знание есть резюме истории познания, квинтэссенция всех форм человеческой деятельности и прежде всего — чувственно-предметной деятельности. В античной, особенно древнегреческой философии (УИ в. До н.э. — II в.), Было сформулировано глубокие идеи о соотношении знания и мнения, истины и ошибок, о совпадении знания и предмета, о диалектике как метод познания . Так, Гераклит высказал идею о том, что все течет, все меняется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как хочет, а подчиняясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию, и познанию. На рынке России появилась новая китайская модель автомобиля компании Brilliance Новый седан Brilliance H530 вполне способен удовлетворить отечественного потребителя элегантным дизайном и достаточно богатой начинкой. Подробный обзор нового китайского автомобиля и цену вы найдете на сайте avtomancar.ru Античная софистика при всей своей неоднозначности, суб »ективизму и« игры слов »имеет ряд рациональных моментов. К ним можно отнести: сознательное исследование мышления самого себя; попытку посредством мышления расшатать все устойчивое, конечное; подчеркивание активной роли суб -объекта в познании; анализ возможностей слов, во познавательном процессе. Сократ на первый план выдвинул диалектическую природу познания как общее достижение истины в процессе сопоставления различных представлений, Далее …

Философский анализ общества

Философия стремится дать мировоззренческий, методологический анализ общества. Общество выступает одним из наиболее сложных объектов познания. И закономерно возникновение самых подходов к объяснению возникновения и развития общества. В их числе религиозно-мистический, марксистский, культурологический, экзистенциальный, технократический и др. В 19-20 веке все больше утверждается системный подход к анализу общества. Системный подход. Система — это целостный объект, состоящий из взаимодействующих элементов. В зависимости от выбранного критерия можно выделить конкретные типы систем: неорганические и органические; материальные и идеальные; низшие и высшие; Открытая и закрытые; простые и сложные; естественные и искусственные; статистические и динамические; эмпирические и теоретические; прогрессивные и регрессивные. Первой предпосылкой формирования и развития общества как относительно самостоятельной с-мы выступают связи, взаимодействие людей. Общество как система связей. Структурные связи, общественные отношения, социальные общности, социальные институты и организации; Сферы общественной жизни; социальные слои, виды деятельности. Функциональные связи, хранение и производство системы; Изменения и усовершенствования системы. Динамические связи, циклический тип социальной динамики; Линейный тип социальной динамики; Спиралевидный тип социальной динамики. Общество как система выступает одновременно как объект и как субъект. Как объект — это подсистема объективной реальности, особая степень в космическом процессе, возникший на определенном этапе его саморазвития и обладает собственной логикой бытия. Как субъект — это результат деятельности людей, их материальной и духовной энергии; это Далее …

Гегель «Философия духа»: Высшее достижение немецкой классической философии

Высшим достижением немецкой классической философии была философия Георга Вилльгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). Основные произведения Гегеля: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», («Философия природы», «Философия духа» и др.), «Философия права», «Философия религии». Все эти работы значительно повлияли на формирование системы «абсолютного идеализма» Гегеля. В период работы над «Феноменология духа» — в 1805 — 1807 гг. — Гегель читал цикл лекций по так называемой «реальной философии», включавшая «Философию природы» и «Философию духа». Поэтому в этой работе прослеживаются мысли по философии природы и особенно духа. Итак, философия духа Гегель раскрывает в трех частях: Истинный дух и нравственность (где автор обсуждает вопросы нравственного мира, человеческого и Божественного закона, отношение философии мужчин и женщин, морального воздействия, человеческого и Божественного знания, вины, судьбы и правовое положение); Отчужденный от себя дух. Образованность (образованность и ее царство действительности, вера и чистая благоразумие, образование, абсолютная свобода и ужас); Дух, обладающий достоверностью себя самого. Нравственность, (в этом разделе уделяется внимание нравственному мировоззрения, совести, прекрасной души, злу и его прощению). Под духом Гегель понимает самого себя поддерживающую абсолютно реальную сущность. Но нельзя сказать, что он отождествляет ее с душой (субстанцией живучей или отдельно в человеке). Скорее дух по Гегелю это «сознание вообще, включающий чувственную вероятность, принятия и разум». Гегель по разному трактует Далее …

Страница 4 из 512345