Социально-гуманистические идеалы и критерии общественного прогресса

Прогресс и регресс (лат. – Движение вперед, назад) – противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон. Это означает развитие общества по возрастающей линии, его расцвет, либо возврат к старым формам развития, застой и деградацию.

Критерии общественного прогресса: степень развития производительных сил (собственность, отношения во время распределения, обмена), развитие науки и культуры, развитие личности, степень развития общественной свободы. Значительную роль играют вторичные явления – культура, образование – на отдельных этапах развития общества. Регресс в тех странах, где был фашизм. В развитых странах наблюдается прогресс в областях науки, техники и т.д..

Гегель признавал прогресс и рационально его обосновывал. Он считал основой исторического развития развертывания “абсолютной идеи”. Она является духовным началом, порождает материальный мир – природу, человека, общество, человеческое мышление. Гольбах считал, что в основе движущих сил исторического процесса лежат мотивы (жадность, любовь, страсть) поступков людей. “Человеческий разум правит историей”.

Сторонники технократической точки зрения считают, что решающим фактором общественного развития является техника, новые технологии.
Неодарвинистское течение. Сторонники считают, что именно борьба за выживание является движущим стимулом прогресса. Наблюдается естественный отбор.
Вебер считает, что определяющими в жизни человека и общества являются ценностные установки (т.е. осознанные интересы).

Представители экзистенциализма считают определяющим в жизни человека и общества нахождения внутренне свободным человеком своей сущности. Человек имеет свободу воли. Благодаря воле, индивид способен формировать свою сущность, он постоянно строит себя. Поэтому он всегда должен быть ответственным за свое существование и окружающую среду.

Смит (1723-1790) считал, что производство материальных благ – главный источник к общественному прогрессу. Направления глобального развития: поиски и освоение новых источников энергии (термоядерная, солнечная и т.д.); сельскохозяйственного производства на основе нетрадиционных технологий (“вторая зеленая революция»); освоения ресурсных потенциалов мирового океана; мирная индустриализация космоса; информатизация общества на основе развития компьютерной техники; ликвидации вредных заболеваний.

Характер и масштабность изменений задали вопрос: изменения, которые происходят в обществе есть правильные, проходят ли они в определенном очерченном направлении и ведут к улучшению общества и т.п. Таким образом и родилась теория прогресса и философии истории. Идею прогресса в Новом времени было сформулировано Бернардом де Фонтенеем и Шарлем Перро. Оба АТОР указывали на прогресс в области науки и техники и предсказывали большое развитие этих отраслей в будущем. В 18 в. идея прогресса становится одной из основных лозунгов, выразителем веры в новый общественно-политический строй. В частности Гельвеций становится горячим сторонником взгляда, что человек имеет неограниченные возможности для совершенствования, а путем к совершенствованию является просвещение и рациональное воспитание.

Однако наиболее полно теория прогресса переплетается с философией истории в творчестве Кондорсе. Он поставил задачу выявить на основании размышлений и фактов, что нет никаких границ для развития человеческих способностей, человеку присущи неограниченные возможности совершенствования и потому, что ее прогресс не зависит от различных сил, которые бы хотели его затормозить единственной его чертой является время существования Земли, на которую бросила нас природа. История человечества, по Кондорсе, представлена ​​как прогресс человеческого разума.

Если у Маркса главным фактором исторического развития является в итоге экономичный, тогда у другого известного немецкого мыслителя Макса Вебера таким фактором выступает дух исторической эпохи, дух капитализму. Он исходил из того положения, что общественная жизнь базируется на религиозных факторах и на капитализме, как на рациональные типичные хозяйствования.

Положительный вклад в разработку идеи соц прогресса внесли отечественные философы (Герцен, Чернышевский, Соловьев, Франко, Драгоманов, Украинский, Калиновский, Богушевич). Итак, социальный прогресс по своей сущности – это процесс станвленния и развития человеческой сущности, неуклонного совершенствования самой жизнедеятельности людей. Это качественные изменения в конкретных сферах общественной жизни. Переход от менее совершенных форм ее организации к более совершенным. Прогресс – постепенное развитие мировой истории.

*****

Хотите сделать дорогим женщинам на предприятии приятные подарки к 8 марта? Вы можете заказать духи оптом французских и итальянских производителей. В интернет магазине парфюмерии www.duhi-nn.ru широкий ассортимент самых лучших брендов и купить качественную парфюмерию можно реально недорого.

 

Просмотров: 2,765
 


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Похожие записи: