Неопозитивизм и Постпозитивизм — Как логика и методология научного познания

Неопозитивизм, одно из осн. направлен философии 20 в .. форма позитивизма. Осн. идеи восходят к эмпиризме и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм.). Отвергая возможность философии как теоретич. познания мировозренческих проблем, противопоставляет науку философии. Неопозитивизм глубоко проник в систему наук о человеке и обществе, в философию человека. Свою задачу видит в разработке метода логич. или лингв, анализа знания (или языка — научного, философского, обыденно). Идеи Н. получили выражение в деятельности Венский кружка, на основе к-рого сложился логический позитивизм. К Н. примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен), упсальской школы в Швеции и др. В 1950-е гг бОльший вес приобретает лингв, философия. Предст. Н. сыграли значит, роль в развитии совр. формальной лощкы, семиотика и логики науки. Неопозитивизм как философское течение XX в. сишався в начале нашего века, но ему нужно было около четверти века для того, чтобы сформировать четкие мировоззренческие и методологические установки. Это было осуществлено Венским кругом, которое образовалось в конце третьего десятилетия на основе кафедры философии индуктившихииаук, основанной в Венском университете для Эрнста Маха. Под руководством Морица Шлика кафедра философии индуктивных наук и Венское круг выходят на первый план позитивистского философствования уже как «логический эмпиризм» или «логический позитивизм». ПОСТПОЗИТИВИЗМ, Термин, обозначающий ряд филос. концепцией, автотовары в 50-70-х гг. Далее …

Экономика как квинтэссенция интересов, идеалов, ценностей, стремлений устремлений человека

Экономика такова, какова мораль, идеология, культура, религия в данном конкретном обществе. Олицетворяет всю совокупность форм индивидуального и общественного сознания, они смыслом ее существования, потому что в экономика взаимодействуют люди, носители индивидуально-общественного сознания, экономика сознание — это все компоненты духовной жизни общества, имеют проявление в системе экономических отношений. Идея становится материальной — движущей силой, когда она становится признаком человеческого сознания: мировоззрения, убеждений. Идея сильная предпосылкой деятельности, иногда она даже сильнее материальные потребности. Каждая материальна потребность возникает в сознании человека как идея (идея интереса), определенный идеальный образ интереса. Все эк. факторы существуют в виде феноменов духовной жизни (идеалы, стремления, убеждения, попытки, ценности, представления). Вывод: каждому этапу развития экономики (в частности, материального производства) предшествуют глубокие движение в сознании человека. Если человек не представляет себе, что он должен делать, то никакая мотивация не действуют. Человек должен, прежде всего, стремиться к чему-то. Наша идеология возникла как результат заимствования различных вариантов западной экономической идеологии. Это было естественно в определенный период (конец 80-начало 90). Мы почувствовали, что можем воспользоваться богатством идей, накопленных человечеством. Но это не привело к положительным результатам, к экономическому росту. Положительных сдвигов в экономике на основании реализации определенных экономических моделей (заимствованных) не произошло. Даже больше: понятие рыночная экономика стало для людей деформированным, частная собственность Далее …

Сущность и структура познавательного процесса

Гносеолодя — теория познания. Те конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена ​​познавательная активность людей — объект познания. Тот, кто осуществляет познавательную д-сть — субъекты познания. (Познание — специфическое взаимодействие между С и В, конечная цель которого — получить знания в соответствии с потребностями субъекта. Отношение познания содержит 3 члена: С, 0 и результат. виды позн. отношений: между тем, кто приобретает знания (С) и источником знания (О), между С и Знанием, между 3 и А. У1 — каким образом объективное содержание познавательных вещей и явлений переносится в человеческую голову и превращается в ней на субъективное содержание знания, У2 — возникает комплекс вопросов, связанных, с одной стороны, с освоением человеком уже готовых, присутствующих в культуре массивов знаний, с другой — с оценкой субъектом тех или иных знаний. УЗ — проблемой достоверности знания его истинности. Всякое знание — это единство двух взаимосвязанных сторон чувственного и рационального познания. Практически процесс познания вне диалектическим единством этих противоположных сторон невозможен. Чувственное Формы. Ощущение — отражение в сознании человека отдельных сторон, предметов и явлений реальной действительности, непосредственно действующие на органы чувств. Восприятие -цилисний образ предметов и явлений действительности, непосредственно данный в живом наблюдении в Иукупносги) Всех сторон, синтез всех отдельных ощущений. Воображение — это высшая Далее …

Основные концепции общественно-исторического процесса и развития человечества

Наиболее популярные концепции: религиозно-философская, натуралистическая, марксистская, фрейдистская, экзистенциальная, культурологическая, технократическая, волюнтаристская.. Религ.-фил. — Божественное проведение. Многие древне греческих фил. — Повседневные поступки людей подчиняются воле богов. Августин, Фома Аквинский-в историческом процессе осуществляется ибо. замысел, ведет к торжеству Бога.У средних веках создали своеобразный синтез, в котором тезис о цели и смысле человеческой жизни выводилась из теологических догм. Главная цель группировки людей в сообщества является спроводження их к Богу через богобоязненное жизни — реализовать только через подчинение светской власти церкви В ХИУ и ХУ в. задача государства отличаются от задач церкви. Реформация способствовала организации народностей и формированию народного сознания (М.Лютер. Ульрих фон Хуттен). Философы христианско-православного направления считали и считают, что исторический процесс — это движение от прошлого к будущему спасению человечества, осуществится вследствие прихода на нашу планету мессии. В свою очередь, персоналисты (М.Бердяев, Л.Шестов, Ж.Лакруа) обосновывают значение личности как первичной реальности и самой духовной ценности, вершиной которой является Бог.Основний принцип натурфилософии: возникновение явлений и процессов общественной жизни можно объяснить только действием среды , геологическими, физическими, географическими и другими закономерностями его развития. Платон считал, что решающую роль в жизни общества играет климат. По мнению Монтескье, власть климата сильнее всех властей, потому климатические условия определяют тенденции развития страны, сознание и обычаи ее народу.До географического Далее …

Античная философия: ее место и роль в современной культуре

А.Ф. — Большой идейный достижение человечества. Античный — в переводе давний античная охватывает древнегреческую, эллинистическую, римскую, александрийскую философии. Этапы развития А.Ф. ф натурфилософский (ранняя классика) — 5 ст. до н.э. 2 высокая классика (4 ст.до.н.е) 3 поздняя классика классика (эллинистическая, олександрийсь-ка, римская) .Итак, на двух первых этапах развития понятия А.Ф. совпадает с понятием древнегреческой ф., а в дальнейшем сюда добавились фил-кие достижения других регионов. Особенности А.Ф. 1 получила автономного характера развития, благодаря этому впервые получила свое название. 2 появилась открытой и доступной: все вильш_цюмадяны, кроме женщин имели право заниматься философией. 3 терпимо относилась к различным идеям и позиций.4 была способна принимать различные формы тв виявлень.5.була чрезвычайно динамичной в развитии за счет приема различных позиций и идей. Итак, А.Ф.. является первой исторической формой европейской философии; в антич. Сус-е философия впервые отделилась от других сфер жизнедеятельности человека и приобрела автономного характера развития; благодаря благоприятным идеям дала начало многим идеям и направлениям европейской науки и философии. ***** Решили поставить отопление с дровяным котлом? Сегодня чаще выбирают пиролизные котлы, способные значительно сэкономить расход дров и в то же время работает намного эффективнее своих предков — обычных печей.

Натурфилософия в истории познания природы

Натуралистическая концепция (лат.рирода) .Принцип натурфилософии: возникновение явлений и процессов общественной жизни объясняется действием среды, геологическими, физическими, географическими и другими закономерностями его развития. Одно из направлений концепции географическая школа. Географический детерминизм — главная причина и главный источник развития общества в наличии конкретного географического среды. Платон- решающую роль в жизни общества играет климат. Монтескье, власть климата сильнее всех властей (определяют тенденции развития страны, сознание и обычаи ее народа.) В России до географического направления — Лев Мечников (1838-1888), известный социолог, географ и публицист. В своем труде «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» он высказывал взгляды, что развитие общества зависит от физико-географической среды от гидросферы. Речные, морские и океанические пути сообщения рождают соответствии давнюю, средневековую и новую цивилизации. Атеистические взгляды — географический детерминизм включает в себя положительные моменты, потому что на противовес теологической концепции делает сопротивление на естественно-материальные источники функционирования и развития общества, а не на божественное проведение. Природа — натуральная условие жизни общества, является необходимой составляющей предметов труда. Любое государство в своем развитии зависит от качества земли, воды, наличия полезных ископаемых, материально-энергетических ресурсов и др. (не только-Япония). Т.Р.Мальтуса — биологическую интерпретацию общественных явлений> ее суть заключалась в том, что негативные явинща, вызванные развитием капитализма, возникающие из неизменных естественных прав. Далее …

Энгельс «Л. Фейербах и конец немецкой классической философии»

Критикуя Гегеля замечает противоречие между его методом и системой. Метод Гегеля (диалектический) признавал, что истина заключается в процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знания на все более высшие. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но со временем она вынуждена уступить новой ступени, зарождающейся в ее недрах. Это положение разрушает возможность существования абсолютной истины. В основе же системы Гегеля лежит его абсолютная идея. Это противоречие и обеспечило раздор между разными последователями Гегеля: революционеры взяли за основу его метод, консерваторы — его систему. II. Ставя вопрос о отношении мысли об окружающем мире к этому миру, критикует Юма и Канта^ которые не признавали их взаимосвязи. Его опровержение заключались в практике^ (если мы можем доказать правильность нашего понимания явления природы тем, что сами его производим, то кантовской вещи в себе приходит конец. Далее Энгельс отмечает, что развитие философии было обусловлено не только и не столько развитием чистого разума, а главным образом развитием естествознания и промышленности (этим и объясняется появление из иудаизма пантеизма). Критика Фейербаха. Фейербах признает, что материя невесть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи. Это есть по сути материализм, но Фейербах отстраняется от Далее …

Рациональная философия и рационально-трудовая этика — теоретические и мировоззренческие основы анализа современной экономики

Рациональная философия — определенная система знаний, ценностей, Которые определяют сущность, или смысл современной общественной жизни человека, которая дает возможность человеку адекватно приспосабливаться к условиям, современной жизни. Рационально-трудовая этика как соединение многолетних моральных ценностей. Общечеловеческие проблемы рынка, экономики. Есть морали и экономики. Рациональность — термин, объединяющий в себе (по лекцией Кулагина): — духовную целостность — основа человеческого духовного мира, разумность в осмыслении окружающего мира (здравый смысл). Логический, адекватный выбор средств, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, интересы и достигает своей цели. — Рациональность — понятие, тождественное экономическом понятию эффективность. Имеется в виду то, что с помощью можно меньших средств достичь наибольшего результата. Формула рациональности-результат больше средства, использованные на его достижение. Рациональность это критичность в осмыслении мира; критичность, чтобы выявить недостатки и направление совершенствования. Квинтэссенцию рациональности составляет ее философский смысл. Рациональная философия основа рационального мировоззрения. Рациональная философия совокупность или система определенных знаний, ценностей, которые определяют сущность или смысл современной общественной жизни человека, которая дает возможность человеку адекватно приспосабливаться к условиям современной жизни. Рационально-трудовая этика занимается вопросами: как совместить многовековой моральные ценности и современные практические проблемы рынка; как совместить проблемы морали и экономики; может быть «хозяйственная этика рациональной. У_морали и экономики различные системы координат. В экономике — прибыль, в морали — добро Далее …

Сущность гуманизма: диалог Ж. П. Сартра и М. Хайдегера

Заголовок траагедии итманистичной культуры одна из центральных в трудах представителей философии екзис тенциализм. Человеческое существования изначально драматическое, потому что в отличие от вещественных образований индивид появляется в философии экзистенциализма лишенным изначальной сущности, обреченным на постоянный экзамен волей. Но выбирая, человек всегда способен сделать неверный шаг, неверно интерпретировать себя и свое место в тотальности бытия и прийти к самоуречевлення, предательства отношении свободы Большинство ведущих экзистенциальных мыслителей положительно оценивают гуманистическую установку. Однако среди них мы находим и философа, выражающего ее неприятие, связывает с ней много невзгод, преодолевающих людей нашего столетия. Его имя Мартин Хайдеггер (1889-1976). Критикуя гуманизм и европейскую науку, Хайдеггер ищет источники современных форм отчуждения. Его анализ сосредоточен на раскрытии тех культурных установок, что, будучи принятыми людьми, тянут их к отчужденного существования. Любой тип гуманистического мировоззрения появляется в интерпретации Хайдеггера порождением метафизики, таит угрозу для человека. Поэтому он решительно отказывается от отождествления своей мировоззренческой позиции с экзистенциальным гуманизмом Сартра. Излагая кредо автора «Экзистенциализм это гуманизм», Хайдеггер говорит, что для него существуют прежде всего люди. Сам же Хайдеггер придерживается иного подхода: нам дано прежде бытия, предаваемых забвению любой метафизикой субъективности. Он склонен думать, что Маркс гораздо ближе подошел к осмыслению человеческой ситуации, чем Сартр, потому что, сконцентрировав свое внимание на феномене отчуждения, Далее …

Западно-европейская философия нового времени: анализ основных концепций

Альтернативные концепции философии Нового времени выступают дополнением картезианско дуализма и его теории познания, в частности положения о врожденных идеях. Концепция «сердца». Оригинальность гуманистично концепций мыслителя эпохи Ренессанса повлияла на развитие взглядов такого мыслителя как Блез ^ Тащаль. Его философия нацелена на человека, которая создана для «бесконечности». Фундаментом свитоогляду Паскаля является «серце», у которого свои законы, неевидоми разуму. Сердце знает у человека всем тем, что виходитьь за пределы разуму, логики, сознания. Исходный пункт и конечная цель интеллектуальных стремлений — Человек. Она величественная, хоть и слабая. Став на гуманистическую позицию Паскаль сумел восстановить мировоззренческую целостность философского мировоззрения. Для него характерно екзестенцийне ощущение трагичности человеческого бытия. Монадология Ядром философской системы Лейбница является учение о «монады», характеризующихся как простая, неделимая субстанция, способная к активности, деятельности. Она не изменяет своей внутренней определенности под влиянием других монад. Каждая монада видобьражуе мир сама по себе, несет свитотовий порядок в себе. Отношение, которое существует между мана мы получило название «гармония». Каждая монада — это единство души и тела. Душа — это цель, цель тела, то, к чему оно прагае ~ Монадология отрицает спинозовскую единую субстанцию ​​(Бога), которая является и всем, и субстанцией, поскольку такое понимание действительности ведет к ее омертвение. Учитывая значение чувственного познания, вместе с тем предпринимаются Далее …

Общественное сознание: разнообразие уровней и форм

Общественное сознание является совокупностью идеальных форм (понятий, суждений, взглядов, чувств, идей, представлений, теорий), которые охватывают и воспроизводят общ. бытия, они произведены человечеством в процессе освоения природы и соц. истории. Общественное сознание — это духовная сторона общественной жизни, исторического развития. Общественное сознание имеет динамическую, сложную структуру, которая обусловлена ​​структурой общ. бытия. ее принято делить в условно «вертик.» ракурсе — на уровне, а в «горизонт». — На формы. Уровни общ. созн .: а) По гносеологическим критерием в общ. свид. выделяют обыденное и теоретическую свид. Д. свид. как совокупность конкретных условий жизнедеятельности людей раскрывается на основе их повседневного опыта Теоретический уровень общ. созн. выходит за пределы эмпирической условий бытия людей и выступает в виде определенной системы взглядов, стремится проникнуть в самую суть явлений объективной действительности, раскрыть закономерности их развития и функционирования .. б) По социологическим критерием, то есть с точки зрения соц. ф-ций общ. свид., в ней выделяют общ. психологию и идеологию. Общественная психология — это совокупность соц.-психологических явлений и процессов, выраженная в чувствах, настроениях, стереотипах, мысли больших групп людей. Общественная идеология — это совокупность идей, взглядов, в систематизированной, логически-структурной форме отражает соц.-эк. условия жизни людей. Основные формы общественное сознание: политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, научное сознание, фил. как форма общественного сознания. Имеете Далее …

Генезис научного знания в истории философии науки

Предыстория науки, появление научного знания имеет свои корни в глубоком прошлом. Становление науки происходило на таком уровне развития человеческого общества, когда был накоплен определенный минимум научных знаний и они применялись в разных случаях практической деятельности. То есть сначала научное знание было вплетено в реальную ткань жизни и направлялось на осуществление определенных практических действий. Позже происходит выделение науки с реального практического опыта и постепенное превращение ее в относительно самостоятельную от практики форму человеческой деятельности. Первые фундаментальные результаты в области в области изучения философии науки дала античная философия, а именно Платон и Аристотель. Аристотель считает науку особой формой знания -знание ради самого знания и в достижении его видит высшую цель человеческой деятельности. В средние века наука выступала служанкой теологии в виде схоластики. Бурное развитие промышленности и торговли, переворот в научном мировоззрении, совершенный Коперником, который нанес первый удар по схоластической философии и теологии. С этого времени начинается освобождение науки от теологии и формируется ее самостоятельность. Успехи естествознания эпохи Возрождения создали новую объективную основу возникновения философского исследования науки, а необходимость и неизбежность борьбы со схоластикой стимулировали этот процесс. В 17-18 веке наука и философия рассматривались как тождественные понятия .. философия — это знание, полученное посредством разума. Оно противопоставляется знанию, которое содержится в Священном Расписные. Далее …

Страница 2 из 1312345...10...Последняя ⇢